Follow us on
Культура

Татуировки

L'art du tatouage ou tatoo en Polynésie française
© Ty SAWYER

Происхождение слова

Два полинезийских слова проникли в большое число языков. Это "tapu", от которого произошли французское "tabou" и английское "taboo" (табу) и, конечно же, "tatau" (татуировка). Следовательно, французское слово "tatouage" и английское слово "tattoo" (ранее существовавшее в форме "tattow") произошли от этого таитянского слова, описывающего искусство нанесения несмываемых изображений на кожу.

Мифологическое происхождение

О происхождении искусства татуировки рассказывают множество легенд. У всех них есть одно общее: это искусство неизменно считается даром человеку от бога. В одной из этих легенд на острове Таити рассказывается, что первые татуировки были сделаны для сыновей бога Таараа, верховного бога и создателя всего сущего под полинезийским небом. Сыновья передали это искусство людям, а люди, которым понравилось украшать свое тело, начали активно его практиковать. Поэтому два сына бога Таараа, Матамата и Ту Раи По, считаются покровителями искусства татуировки.

Исторические свидетельства

Откуда пошло искусство татуировки, известно мало, но без сомнения оно восходит к истокам цивилизации маори. Возможно, искусство татуировки уже существовало у народов, которые во втором веке до нашей эры мигрировали из юго-восточной Азии сначала на восточные, а затем на западные острова Полинезии. По всей видимости, эта практика существовала на всех островах, которые обобщенно называют "полинезийским треугольником". Это регион, образованный современной Французской Полинезией, Новой Зеландией, Гавайями, Самоа, островом Пасхи и островами Кука. Искусство татуировки было широко распространено и существовало в разных формах по всей Французской Полинезии за исключением южной части архипелага Тубуаи и восточной части архипелага Туамоту. Если же говорить о богатстве и сложности мотивов, то своего максимального развития искусство татуировки достигло на Маркизских островах.

Роль в традиционном обществе

В полинезийском обществе до прибытия европейцев татуировка была важным социальным символом. Она могла указывать на точное место человека на территории, в племени и семье, а также на его социальное положение. Она также могла рассказывать о совершении важных социальных ритуалов, таких как переход от детства к зрелости, вступление в брак и т.д. Кроме того, татуировка рассказывала о знаменательных эпизодах в жизни человека: военных подвигах, мастерстве на охоте или в рыбной ловле и т.д. К тому же она была просто красивым украшением. Татуировка использовалась очень широко. "Татуировка не была обязательной, но в таитянском обществе полное отсутствие татуировок считалось неприемлемым", – поясняет антрополог Анна Лавонде, изучающая искусство татуировки на островах Общества.

Различные виды татуировок

Можно выделить татуировки трех видов: татуировки, предназначенные для богов, жрецов, и татуировки арии, которые передаются по наследству и могут наноситься только потомками ее носителя; татуировки хуи арии, предназначенные для вождей (мужчин и женщин); татуировки хуи тоа, хуи раатира, иатоаи и манахуне для военачальников, воинов, танцоров, гребцов и т.д.

Сакральное значение

Одним из фундаментальных аспектов татуировки является ее сакральна природа. Поскольку островитяне верят, что искусство татуировки было унаследовано от богов, татуировки имеют сверхъестественную силу. Считается, что определенные мотивы могут защитить человека от потери его маны, божественной сущности, ответственной за его здоровье, или его уравновешенности и репродуктивной способности, а также от вредных влияний.

И в загробной жизни

Татуировка остается с человеком после завершения его жизни в этом мире. Татуировку невозможно удалить, то есть она вечная, поэтому "она сможет рассказать о происхождении, социальном статусе и героизме человека, когда в будущем он предстанет перед своими предками, богами в мифической стране Хаваики", – объясняет Карл вон Ден Штайнен, немецкий этнограф, выполнивший в 1897-98 годах подробный анализ различных форм художественного выражения народов Маркизских островов, в том числе искусства татуировки.

Татуировки разных архипелагов

Жители разных архипелагов создали свои собственные мотивы и рисунки. На языке Маркизских островов искусство татуировки называется "пату тики", что означает "нанесение изображений". Это выражение говорит о многом. На этом архипелаге тело, в том числе и лицо, может быть полностью покрыто татуировками. С другой стороны, по всей видимости, на Подветренных островах татуировку никогда не наносили на лицо. К сожалению, значение большинства мотивов и рисунков утрачено.

Инструменты для нанесения традиционной татуировки

Традиционная татуировка наносилась с помощью частого гребня, сделанного из кости, панциря черепахи или перламутра и закрепленного на деревянной ручке. Зубцы погружали в чернила на основе угля, полученного из тиаири или свечного дерева (Aleurites Moluccana) и разведенного маслом или водой. Затем зубцы ставили на кожу и мастер ударял по ручке гребня другим куском дерева, чтобы зубцы прокололи кожу и в нее проникли чернила. Нанесение татуировки традиционными инструментами могло оказаться крайне болезненным и занимало несколько дней, недель, месяцев и даже лет. Это подкрепляло обрядовую функцию татуировки.

"Жрецы" татуировки

Отвечавшим за эту деликатную операцию жрецам, которых на островах Общества называли "тахуа татау", а на Маркизских островах – "тузука пату тики", платили очень щедро, и они пользовались огромным уважением в традиционном обществе. Этот статус часто передавался от отца сыну.

Запрет

Когда в конце восемнадцатого века на островах Полинезии обосновались католические и протестантские миссионеры, они стали бороться против традиции татуировки. Помаре II, второй король династии с этим именем, обратился в католицизм в 1812 году, а в 1819 году составил свод правил, которые включали запрет на татуировку. Искусство татуировки описывается как традиция, которую необходимо "полностью запретить", потому что оно "принадлежит к древним и вредным традициям". Более того, полинезийцам, недавно обращенным в христианство, приходилось полностью одеваться, поэтому сама идея татуировки практически потеряла свой смысл. По этой причине подавляющее большинство мотивов и самих методов нанесения татуировки были утеряны безвозвратно.

Возрождение

В начале 80-х годов, когда эта древняя практика была признана допустимой и начала возрождаться, искусство тату вновь стало играть важную роль в полинезийском обществе. Понятно, что сакральная природа татуировки и роль социального маркера, которые были ей присущи в традиционном обществе, были значительно ослаблены. Искусство татуировки стало признаком восстановления полинезийской идентичности. К этому, очевидно, добавился и эстетический аспект. Теперь многие молодые полинезийцы делают татуировку.
Попытавшись установить исконное значение мотивов, которое по большей части было полностью утрачено, полинезийские мастера татуировки теперь развивают свое искусство в трех основных направлениях. Они воспроизводят традиционные мотивы, придумывают сугубо декоративные мотивы (такие как дельфины и скаты) или создают совершенно новые мотивы, опираясь при этом на традицию.

Международное признание

Мастера татуировки теперь работают практически на всех крупных обитаемых островах Французской Полинезии. Из репутация настолько высока, а красота полинезийских татуировок настолько завораживает, что сюда стремятся туристы со всего света. Некоторые полинезийские мастера татуировки занимаются своим искусством в различных городах мира, в том числе в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Полинезийское искусство татуировки завоевало международную репутацию благодаря своим традиционным истокам и очень модной в настоящее время этнической эстетике.

close